Асаны – согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые современные практикующие прочитав это определение могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что по видимому во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно предлагаемых современными школами. Так, в Хатха йога прадипике приводиться перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан.
К первой группе относятся:
Свастикасана Гомукхасана Вирасана Курмасана Кукутасана Уттана Курмасана Дханурасана Матсьяасана Пасчимоттанасана Маюрасана Шавасана
Ко второй:
Сиддхасана Падмасана Симхасана Бхадрасана
Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога – это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны на самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. На мой взгляд, для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работы достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей, и зависеть от их физических и психологических особенностей.
В Гхеранда самхите перечислены уже тридцать две асаны, которые до сих пор считаются наиболее важными и употребимыми:
Поскольку некоторые упражнения йоги все-же сложно классифицировать (например, многим непонятно почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана) попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.
Асана – это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.
Асана может имеет специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течении некоторого времени.
Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело, и мало затрагивает эмоциональную сферу человека.